«Шефмаркет»: почувствуй себя поваром

Однажды топ-менеджер «Трубной Металлургической Компании» и консультант McKinsey & Co Сергей Ашин решил покинуть корпоративный мир и сделал онлайн-конструктор блюд «Шефмаркет». Что из этого получилось, Сергей рассказывает сам.

Идея сделать проект родилась 11.11.11, после того как я попробовал похожий продукт в Германии. На тот момент я работал консультантом в McKinsey. Уже через 1,5 месяца после возвращения из Германии я покинул эту уважаемую компанию и приступил к формированию концепции и бизнес-плана проекта. На начальном этапе в проекте участвовали еще 2 потенциальных соучредителя (сотрудник другой известной консалтинговой компании Accenture и юрист МТС), но ребята выбрали корпоративную карьеру и покинули проект.

Это – типичный стартап. Он рождался по классике: Starbucks, ночь, кофе, куча бумаг, бесконечные обсуждения и споры о том, как и почему это должно работать. Изначальная идея развиваться в офлайне быстро умерла ввиду отсутствия подходящих помещений и жутких цен на аренду магазинов формата street-retail в Москве. Проект мы решили запускать в онлайне. Сделали сайт, арендовали профессиональную кухню и офис на севере Москвы. Нас подтолкнула и идея создать такой интернет-ресурс, на котором единовременно клиент может сделать заказ из сотен блюд, что невозможно реализовать в помещении небольшого магазинчика. Еще один аргумент – стоимость ремонта помещения, которое по правилам рынка производит новый арендодатель. Этот бюджет мы решили потратить на контент и систему доставки заказов.

Запустились в июле 2012, потратив в общей сложности на запуск и начальное развитие проекта около $200 тыс. Первое время мы были слишком сфокусированы на запуске и контенте и совсем не думали о маркетинге, что было ошибкой. В результате столкнулись с тем, что о нас де-факто никто не знал и продажи были чрезвычайно низкими. В сегодняшнем виде проект взял в себя лучшее от западных аналогов, и был адаптирован под российский рынок. Я считаю, что он существенно лучше аналогов и отвечает главной потребности потребителя этого продукта.

Идея простая. Проект помогает клиентам легко решать ежедневные потребности. Если вы готовите прием гостей и не знаете, что приготовить, у вас нет возможности или желания долго ходить по магазинам, вы не умеете готовить, хотите употреблять продукты более рационально (или даже сэкономить на еде) или просто хотите вкусно поесть, или разнообразить свой вечер, вам на помощь придет наш сервис. Мы продаем продукты не по категориям товаров, а по видам готовых блюд и доставляем продукты ровно в том количестве, которое вам необходимо. На сайте вы имеете возможность выбрать более чем из 130 (а в скором будущем сотен) блюд то, что вы хотите приготовить сегодня и очень оперативно (в течение 3-4 часов) получить заказ. При этом вы можете не сомневаться в том, получится ли у вас приготовить выбранное блюдо – с продуктами вы получите фоторецепт, следуя которому (как при сборке мебели ИКЕА) вы точно получите желаемый результат. Продукты вам доставляют ровно в том количестве, которое вам нужно. То есть у вас гарантированно получится блюдо как в ресторане, если вы просто будете следовать инструкции, при этом вы заплатите половину ресторанной цены. Навыки приготовления здесь не нужны. Но если вы готовите с «Шефмаркет» регулярно, они у вас неминуемо появятся. При этом вы ничего не выкидываете и не забиваете ненужными продуктами свой холодильник. Мы строим новый формат продуктового ритейла, некий фьюжн ресторана и магазина, пользуясь которым, вы самостоятельно готовите на ресторанном уровне, затрачивая меньше времени, чем на обычную готовку, и тратите не больше денег (с учетом отсутствия отходов). Это и есть будущее продуктового ритейла.

У нас более 2000 активных покупателей, их число растет на 10-15% в месяц. Команда сама активно пользуемся сервисом. Это и удобно, и интересно, и выгодно. Удобно сделать заказ (на сайте и мобильном приложении) и уже через 3-4 часа получить продукты домой. Интересно их готовить. Выгодно, так как не переплачиваешь за ненужные продукты и ничего не выкидываешь. Мы «забираем» у клиента все ненужные ему процессы (поиск рецептов, поход в магазин, подготовка ингредиентов) и соответствующие потери времени, оставляя только пространство для творчества (то есть самую приятную часть готовки) и приятного времяпрепровождения.

Мы работаем как ресторан, только у нас не десятки, а сотни блюд. Мы закупаем продукты как ресторан, заготавливаем их. А клиенту даем не готовое блюдо, а заготовки. В нашем «ресторане»не десятки, а тысячи посадочных мест. Одно их них – это ваша кухня. А шеф-повар – это вы.

Итак, в чем конкурентные преимущества?

  • Количество и темп ввода новых блюд: сейчас у нас более 130 блюд, ежемесячно мы добавляем 15-20 блюд, сохраняя старые. Этого не может делать ни один ресторан.
  • Скорость доставки: мы доставляем через 3-4 часа после заказа; этого не может делать обычный продуктовый онлайн- да и офлайн-магазин.
  • Отсутствие отходов у клиента: мы берем эти затраты на себя.
  • Отсутствие грязных процессов у клиента: мы заготавливает продукт так, что клиенту остается только чистая работа (например, мы чистим рыбу и креветки, зачищаем мясо и пр.).
  • Очень понятная пошаговая фотоинструкция, протестированная несколько раз, следую которой легко приготовить блюдо.
  • Качество продуктов: за счет высокой оборачиваемости мы обеспечиваем их очень высокую свежесть.
  • Оптимальное соотношение цена/качество: мы выбираем продукты не эмоционально, а профессионально; поэтому клиент получает оптимальный продукт за оплаченные деньги.
  • Цена: у нас самая консервативная цена на рынке. Если покупать продукты только у нас, общие затраты клиента на продукты в месяц будут не выше, чем если бы он покупал продукты в продуктовом магазине современного формата.
  • Программа лояльности: мы поддерживаем развитие кулинарных навыков наших клиентов, предоставляя им полезные подарки по мере размещения ими заказов у нас. Это такие вещи, которые нужны для постоянной готовки, но не у каждого есть на кухне (например, нож для цедры, ложка для спагетти, пр.).
  • Мы не только доставляем продукты, а вкладываем средства в развитие кулинарных навыков клиентов – на Youtube мы запустили собственную кулинарную школу, где абсолютно бесплатно рассказываем клиентам о базовых техниках работы на кухне. Обычно такую информацию можно получить посетив платный мастер-класс, а для нас это просто часть сервиса, которую мы предоставляем клиенту бонусом.
  • Мобильное приложение для iOS и Android, позволяющее разместить заказ в пути.
  • Проявляя активность клиент может получать доставки от нас бесплатно: например, приглашая друзей пользоваться нашим сервисом, клиент получает 30% от стоимости заказ его друга. Также можно получить купон, выиграв 1 место в еженедельном фото-конкурсе.
  • Совместный проект с кулинарной студией Юлии Высоцкой: с 1 сентября мы начинаем продажу продуктовых наборов по рецептам Юлии. Конечно, мы гордимся, что такой известный и любимый широкими массами бренд доверяет нам ответственность по обеспечению доставки продуктов клиентам.

В чем слабые места? Маркетинг – как любому стартапу, нам тяжело выходить за пределы социальных сетей, что ограничивает круг аудитории, знающей о существовании проекта.

Пока мы еще не достигли точки безубыточности, но маржинальность нашего продукта существенно выше, чем у традиционного продуктового ритейла; продажи растут на 25% в месяц.

У нас уже есть несколько последователей: «Радость Приготовления», Cook At Home,«Дома Вкуснее». Всем этим проектам еще предстоит не легкая работа над формированием своего конкурентного преимущества. Пока что мы не видим серьезной конкуренции в данном сегменте.

Самая большая задача – убеждение людей на совершений первой покупки. Обычно если клиент опробовал «Шефмаркет», то он подсаживается. Но нам еще предстоит много сделать для того, чтобы продукт стал действительно массовым.

Всего в проекте на постоянно основе работают 15 человек. Команда молодая, сильная и амбициозная; у нас есть практически все ключевые компетенции7 Разработкой блюд занимается профессиональный и медийный бренд-шеф Василий Емельяненко, снабжение обеспечивает экс-сотрудник Х5-Retail Group Юрий Кольченко, а в должности продакт-менеджера к нам присоединился Федор Марков – бывший менеджер проектов Ostrovok.ru

До этого старапа у меня уже был предпринимательский опыт, и не хилый. Я в бизнесе с 14 лет (торговал аудио-видео кассетами), а сейчас мне 35. За это время я также работал топ-менеджером «Трубной Металлургической Компании»и консультантом McKinsey & Co. Но такого драйва, как сейчас, я еще не получал никогда.

Пока проект развивается на средства основателя. В настоящий момент мы готовимся к привлечению первого раунда инвестиций. Ведем переговоры с рядом фондов и ангелов и планируем выстрелить этой осенью.

Источник: Firrma.ru

  • Facebook
  • Twitter
  • LinkedIn
  • LiveJournal
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице