Flatora: заменитель бабулек

Автор Дарья Маслова

Flatora.ru – местный конкурент Airbnb – онлайн-сервис по сдаче и аренде жилья посуточно в России и СНГ. Хотя сами создатели сравнивают его с booking.com, только на рынке квартир.

Россия для таких проектов – непростой рынок, но основатель Flatora Бобир Акилханов считает, что подобный ресурс здесь нужен.

Бобир Акилханов основал и запустил KupiOtpusk. Но, как и многие другие предприниматели, на первом стартапе он не остановился. На момент, когда Бобир искал новый проект, в России и СНГ не было удобного и безопасного способа забронировать квартиру онлайн и канала продвижения предложений хозяев квартир (в 2011 году проект Travelrent.com только выходил на российский рынок). В итоге Бобиру пришла идея онлайн-площадки, где путешественники и владельцы жилья могли бы найти друг друга.

Международный лидер на этом рынке – Airbnb, но в России он тогда не продвигался активно. Создатели Flatora восхищаются этим проектом и пытаются заточить эту модель под Россию, которая сильно отличается в этом смысле от Запада, начиная с тех, которая сдает квартиры, и заканчивая их клиентурой.

«Flatora очень грамотно заявила о себе с яркой и запоминающейся презентацией. Нас искренне насмешила история, которую Бобир привел в качестве примера, почему Flatora нужна России и СНГ, – рассказывает представить инвестора, к которому Flatora пришла за деньгами. – Приезжаешь в Сочи, а там стоят бабульки с табличками «сдается квартира на сутки». В XXI веке они должны воспитывать своих внуков и внучек и дать возможность делать эту работу профессионально».

Получив seed-инвестиции от непрофильного инвестора, с января до октября 2012 года Бобир и команда (ее удалось собрать с большим трудом, – одного маркетолога искали 8 месяцев) готовили к запуску бета-версию Flatora.ru.

Как побороть недоверие?

Уже в первые месяцы после запуска стала понятна динамика: по словам Бобира, спрос велик и конверсия трафика на сайт из тех, кто заходит по целевым объявлениям, порядка 8%. С другой стороны, российского клиента отличает недоверие, которое он выказывает по поводу и без.

«На самом деле российский рынок очень отличается от западного. За рубежом обычные люди готовы открыть свою комнату гостям, российский рынок – рынок профессионалов. Мы не знали, как будет работать сервис, построенный по западному образцу», – рассказывает Бобир.

Среднестатистический россиянин все еще не готов доверить данные своей банковской карты и настойчиво просит, чтобы ему предварительно показали квартиру. «Как будто кто-то когда-то показывает заранее номер в отеле», – добавляет создатель проекта.

Платежная система

К разработке своей платежной системы разработчики шли девять месяцев. Ее основное преимущество, как считают создатели, – схема peer-to-peer. Благодаря ей осуществляется взаимодействие арендодателя и гостя без посредников, через «виртуальную банковскую ячейку». Оно автоматизировано и не требует технического участия людей или бумажной волокиты. Деньги, которые платит гость, в течение 15 минут с момента проведения транзакции попадают на «виртуальный банковский счет», доступ к которому для арендодателя также будет мгновенно открыт, как только гость заедет и поймет, что это та квартира, которую он заказал. В этот момент гость передает специальный шифр, который и является кодом доступа к деньгам.

На российском рынке такую систему практикует только Airbnb, но во время транзакций теряется большая часть средств на конвертации, даже если российский пользователь, оплачивая аренду в рублях, пытается снять что-то здесь же в России.

B2B

С одной стороны, проект развивает b2b-отношения с арендодателями, с другой – предоставляет сервис клиентам, нуждающимся в жилье. Арендодатель регистрируются на сайте и оставляет информацию по квартире, которую он сдает, а также свои платежные данные.

Сейчас в базе Flatora более семи тысяч объектов. У кого-то из клиентов-партнеров есть свой сайт, который они продвигают самостоятельно. Ресурс призван помогать этим людям сдавать их квартиры, являясь для них одновременно каналом продаж и дополнительным источником информации.

Волнует их многое. Например, вопрос стирки. Мелочь, а между тем многие арендаторы, не решив его для себя, отказываются от двух- трехдневной брони.

Собирается информация для сообщества арендодателей – кто и как решает те или иные вопросы. Flatora бесплатно оказывает консультационную поддержку всем своим арендодателям, поскольку все транзакции совершаются прозрачно. Объясняют, какие есть возможности по открытию юрлиц или ИП, что это за собой влечет и т.д.

B2C

Большинству путешественников не приходит в голову, что можно арендовать не гостиницу, а квартиру, у которой довольно много плюсов. В каком-то роде Flatora позиционирует себя как booking.com, только на рынке квартир. В итоге приходится «отапливать» рынок: клиент, снимающий квартиру через такой сервис, должен знать, что если квартира не совпала, арендодатель будет наказан, а его самого переселят в аналогичное или лучшее жилье.

Лавирование между клиентами и клиентами

«На первый порах, да и до сих пор, мы отмечаем множество несостыковок между тем, чего хотят гости, и что нужно арендодателям, но и те и другие – наши клиенты. Часто гостям сложно найти квартиру под свои даты, потому что большинству арендодателей неинтересны короткие сроки на несколько дней. С другой стороны, у владельцев квартир часто образуются «дырки» по 2-3 дня, которые они не могут заполнить, – говорит Бобир. – А еще мы в самом начале думали, что плотная персональная работа будет вестись только с арендодателями, тогда как клиенты b2c смогут производить бронирование самостоятельно без нашей помощи. Однако на практике оказалось, что каждый второй клиент звонит нам напрямую». В итоге был создан клиентский сервис, объединенный с отделом продаж. У Flatora номер телефона висит на главной странице, и люди звонят постоянно – таковы российские реалии.

Бизнес

Проект зарабатывает на комиссии от путешественников. Как площадка для арендаторов Flatora бесплатен. На том же рынке аренды квартир посуточно с сервисом сегодня конкурирует Апартатор.ру и ранее упомянутый Travelrent.com, непрямой конкурент – Cian.ru.

Стартап сначала планирует утвердиться на российском рынке и затем выходить в СНГ. По словам Бобира, 100 продаж в день в среднем по три ночи позволят проекту выйти на самоокупаемость. В планах по России пополнить базу объектов аренды на 12 тыс. в сентябре 2013 года и на 20 тыс. в январе 2014 года. Тогда, вместе со странами СНГ, предложение может составить порядка 40 тыс. объектов.

Изучить проект можно здесь flatora.ru.

Комментарий Валентина Домбровского, travel-эксперта, СЕО Travelatus

В настоящий момент феномен Airbnb (который стал флагманом того, что можно назвать новой экономической формацией, – share economy) будоражит умы многих и в том числе на отечественном рынке посуточной аренды жилья.

Airbnb – это несколько больше, чем сам по себе сервис, это сообщество, это поиск новых интересных впечатлений и знакомств, а не просто замена гостиницам. Это, если хотите, образ жизни. Ничего из этого не включают в себя локальные проекты, которые предпочитают работать с профессиональными арендодателями, поскольку это, конечно, гораздо надёжней. При этом таких проектов уже немало – это и упомянутый Апартатор, и проект с одиозным названием Vsoyuze, и Kudarom, и так далее. То есть рынок становится всё более насыщенным предложениями от местных игроков.

Бороться за известность с Airbnb им будет сложно – круг предложений ограничен Россией и странами СНГ, равно как и целевая аудитория, в то время как на Airbnb можно найти предложения в любой точке мира – от комнаты в Париже до острова в Тихом океане. При этом внутристрановой туризм у нас до сих пор слабо развит, а значит, задачей локальных игроков станет в том числе и его популяризация.

Я думаю, интересным шагом стало бы сотрудничество одного из локальных игроков с локальным сервисом по бронированию отелей (подобно тому, как Booking.com сотрудничает с сайтом Homeaway.com, включая его предложения в результаты поиска). Объединённые усилия могли бы помочь составить конкуренцию глобальному игроку.

Источник: Firrma.ru

  • Facebook
  • Twitter
  • LinkedIn
  • LiveJournal
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице