Из непоседливого ребенка в бизнесмены, или Хостел за $200

В 11 лет из трехкомнатной квартиры в Севастополе на $200 Даниил Мишин сам сколотил свой первый хостел. Сегодня ему 19, и он – самый молодой владелец сети хостелов в Москве и Украине. Когда взрослеют дети и где познают бизнес-премудрости, почему бизнес не панацея, ведущая к счастью, и кому неважно, кто спит рядом, – читайте в интервью E-xecutive.ru .

Не «запариваться» и не «заморачиваться» над какими-то глобальными вещами потому, что это сильно отвлекает и переводит в плоскость «обломовщины». Просто делать любимое дело. Таков девиз самого молодого предпринимателя Даниила Мишин – управляющего партнера и основателя крупной сети хостелов Bear Hostels по Москве и Украине.

Можно ли ребенку понять свое предназначение и какую роль играет окружение? Какие «школы» нужны, чтобы начать стартап с «нуля»? Почему бизнес – не панацея, ведущая к свободе и деньгам? Для чего нужны «гостиницы» на восемь койко-мест, где сосед соседу рад? И каких знаний достаточно для «старта»? Даниил Мишин поделился с E-xecutive.ru историей о том, как заинтересовался идеей интернациональности европейских хостелов, стал несовершеннолетним старапером с $200 в кармане и кто ему в этом помог.

E-xecutive.ru: Вам сейчас 19 лет, а предпринимателем стали в 11. Как вышло, что решили заняться бизнесом в столь раннем возрасте?

Даниил Мишин: Для меня тогда это было так же естественно, как для других играть в игрушки. Иногда случается так, что человек еще в детстве понимает, что есть его предназначение. Звучит громко и пафосно, но это реально так. Я, может быть, и рад бы бросить все и уехать на Гоа – наслаждаться жизнью, но не могу. У меня только так получается: ни минуты свободного времени, весь день по объектам, на переговорах, встречах… Я занимаюсь тем, что мне нравится, и этим все сказано.

E-xecutive.ru: Как и когда открыли в себе интерес к предпринимательству?

Д.М.: Началось еще в школе. Я попал туда, где учились дети богатых родителей. Однажды озаряет – в школьной столовой в продаже нет вкусных конфет. Я на переменах стал бегать в магазин, покупать конфеты и продавать их другим ученикам.

А однажды шел по улице, смотрю – фургон политической партии стоит и рядом газеты раздают. Мне было лет 8. Захожу, выбираю самого в меру упитанного (очень он на «главного» был поход своим видом) и спрашиваю, чем они занимаются. «Газеты раздаем, а ты иди-ка отсюда, мальчик», — говорит мне «главный». «А давайте, я сам все раздам, а вы мне заплатите», — не унимаюсь я. Собираю своих друзей, а это порядка пятидесяти человек, быстро раздаем газеты и делим прибыль пополам (естественно, мне достается львиная доля как организатору).

Потом как-то на Новый Год родители послали меня за елкой. И странное дело – в центре Севастополя ни одной елки не купить. Я опять собрал своих друзей, они нарубили елок, привезли, а я продал.

Кучу историй еще могу рассказать, их слишком много…

E-xecutive.ru: А как гостиничным бизнесом заинтересовались?

Д.М.: Почти все деньги, которые зарабатывал, отдавал родителям. Накопилась сумма в $500. Родители добавили, и мы поехали в турпоездку в Европу. Маленькому мальчику из Севастополя безумно хотелось увидеть большой мир. Мы объехали Францию, Бельгию, Голландию, Германию… В Берлине деньги кончились, и у нас на троих осталось 20 евро, да еще и на стыковочный поезд мы опоздали. Что делать? В желтых страницах нашли хостел. Меня тогда очень удивил и заинтересовал такой формат проживания. Безумно впечатлила интернациональность, царящая в этих «гостиницах эконом-класса». Англичанин, араб, француз, русский, немец и американец, — все сидят за одним столом и дружно разговаривают на совершенно разные темы. Никаких расовых и религиозных предрассудков!

Вскоре в наследство от бабушки досталась трехкомнатная квартира в центре города. Что с этим делать? Варианта два: классический, для нормальных людей – сдать квартиру в аренду. Неклассический и сумасшедший – сделать из нее хостел. Я выбрал второе.

E-xecutive.ru: И что, родители согласились?

Д.М.: Май месяц, мне 11, и я – хулиган. Их главная головная боль – как увести меня с улиц. Правда, они поначалу сомневались, что мои намерения серьезны. У меня к тому моменту было $200 своих сбережений. На $150 купил пива матросам, дал им дерево, а они мне кровати сколотили. Последние $50 отдал челнокам, которые из Украины в Турцию регулярно ездили за различными покупками. Они мне привезли постельное белье. Из дома перенес микроволновку, часть посуды и другую необходимую в быту мелочь. Так квартира стала хостелом.

Но прошла неделя, две, а клиентов нет. Почему? – Понятия не имеют, что я существую. Я-то наивно полагал, что в бизнесе происходит так: открыл свое дело, и все сразу крикнули: «Ура! Наконец-то! Сколько мы этого ждали!»

E-xecutive.ru: И кто вас научил бизнес-премудростям?

Д.М.: Я крайне общительный, и всегда всем со всеми делюсь. У меня были знакомые, гораздо старше меня – по 30-40 лет. У них я и начал советы спрашивать. Один англичанин, который жил в Севастополе, посоветовал мне своего друга, норвежца Роберта Хансена, занимающегося хостел-бизнесом в Киеве. Он открыл первый хостел в Украине по аналогии с европейскими и как никто другой знал, как работает этот бизнес. И вот звоню я ему и говорю: «Здравствуйте, дядя Роберт. Мне 11 лет, и я хочу открыть хостел. Помогите». Он долго умилялся и смеялся, считая меня сумасшедшим ребенком. Но в итоге согласился. Первым делом он объяснил мне, что такое Интернет и чем он полезен для бизнеса, рассказал, как правильно продавать и удерживать клиентов, помог разместиться на ведущих западных интернет-порталах, нашел первых клиентов. Мой сайт оказался одним из первых, который появился в Интернете Украины, и где размещение можно было оплатить по карте. Также он появился в международной системе онлайн-бронирования booking.com. И от иностранных клиентов не было отбоя. Было нелегко совмещать работу с учебой в школе, ведь я был почти единственным сотрудником хостелов: администратором, уборщицей, бухгалтером и охранником. Немного помогали друзья и то, что основной пик сезона приходился на летние каникулы – с мая по сентябрь.

E-xecutive.ru: Как вышли на российский рынок?

Д.М.: Экстерном, в 16 лет я окончил школу и поступил в филиал Московской академии труда и социальных отношений. А навестив брата в Москве, настолько влюбился в этот город, что договорился о переводе в центральный филиал. Москва мотивирует к активной деятельности, успеху, и сидеть сложа руки тут может только полный лузер. Сначала я подрабатывал помощником юриста за 6 тыс. руб., после чего понял, что это совсем не мое – быть наемным работником. Устроился управлять только что открывшимся в центре Москвы хостелом Yellow Blue Bus, изучил московский рынок, подзаработал. На тот момент в городе было всего восемь хостелов, что составляло не слишком высокую конкуренцию, учитывая ежегодное огромное поступление иностранных туристов. Так, в феврале 2008 года, я открыл свой первый хостел в Москве, потратив на это около одного миллиона руб.: «Олимпия 1» – 28 мест, включая 2-х местный номер. А в апреле еще и «Олимпия 2» на 30 мест. Эти хостелы во многом были лучшим решением для туристов – недорого (от 450 руб. в сутки) и в шаговой доступности от Красной площади.

Но качество ремонтных работ оставляло желать лучшего. У клиента есть определенная особенность – даже если он платит мало, он хочет получать определенный уровень услуг, и не ниже. Понимая это, я продал свои первые хостелы с целью открыть новые, выше качеством. Так в 2010 году появилась сеть Bear-hostels, в которой на сегодняшний день уже 7 хостелов по Москве и Украине. В год мы примерно на четверть увеличиваем свои обороты. Логотип – улыбающийся мишка – и слоган «Цена и качество 5-ти звездного отеля за цену общежития» сыграли свою значимую роль.

E-xecutive.ru: Первые хостелы стоили вам миллиона рублей. А сколько тратите сегодня на новый?

Д.М.: Последнее время от 10 млн руб. и выше.

E-xecutive.ru: С какими основными сложностями столкнулись при организации бизнеса?

Д.М.: Первая и главная сложность находится в голове. Многие считают, что делать бизнес в Москве очень сложно или вообще невозможно. Что кругом одни бандиты, воры и «голодные» конкуренты. И стереотип, что для микробизнеса всегда нужна «крыша», весьма ошибочный. Да, были попытки нагреть и обмануть, но это как и везде. Спросите того же Вагита Аликперова, не пытаются ли обмануть его. Думаю, и он с этим сталкивается. Главное – не бояться и решать все вопросы вовремя.

E-xecutive.ru: Кто ваши основные клиенты и как вы их привлекаете?

Д.М.: Мы первыми появились в социальных сетях, и это дало свои плюсы. Наша команда очень инициативная, постоянно что-то придумывает, креативит… Если нам не нравится ремонт, мы будем переделывать его N-ое количество раз, пока не будем довольны результатом. В принципе, привлечение клиентов в любом бизнесе зависит от того, как вы «обслуживаете» своих гостей. У нас высокий процент возврата, — клиенты снова и снова едут к нам.

А основные клиенты – это те, у кого есть в голове калькулятор и кому нравится общение. Когда важнее не кровать, а стиль жизни. Люди, которые хотят не просто приехать и закрыться в своем номере, а познакомиться с единомышленниками и весело и активно провести время. В основном это представители креативного класса – студенты. Также частыми гостями бывают спортивные и молодежные команды, творческие коллективы, политические объединения в группах по 100-120 человек.

E-xecutive.ru: Как боретесь со стереотипами о маленьких комнатушках, ванных, куда можно залезть только в шлепках, странных и подозрительных соседей по койко-месту?

Д.М.: Делаем хороший сервис и даем интервью. Про нас даже The Moscow Times писал.

За 550 рублей в сутки гость получает:

  • бесплатный интернет и Wi-Fi на всей территории хостела;
  • полностью оборудованную гостевую кухню;
  • спутниковое телевидение в общей зоне, игровые приставки;
  • индивидуальный комплект (беруши, зубные щетки, шампуни, бритвенные и швейные наборы, постельное белье, полотенца, тапочки и т.д.);
  • кондиционеры в номерах;
  • сейф.

В некоторых хостелах есть сауна. Гости могут воспользоваться факсом, сканером, принтером. Есть небольшая библиотека, мини-бар, чай и кофе предлагаются бесплатно, продаются замороженные продукты.

E-xecutive.ru: А своими основными конкурентами кого считаете?

Д.М.: Отвечу вопросом: как можно сравнить Nokia и I-Phone? Никак.

E-xecutive.ru: Вы один из самых молодых предпринимателей. Считаете себя «особенным»?

Д.М.: Абсолютно нет. Я не придумал никаких гениальных технологий или схем. Я просто делаю то, что у меня получается лучше всего. У меня просто есть одна очень полезная способность – я не очень много думаю над какими-то глобальными вещами, а делаю. Мне нравится то, чем я занимаюсь сейчас. Если надоест – уйду.

Это нельзя назвать высокими амбициями. Просто стараюсь не «запариваться» и не «заморачиваться». Потому что это сильно отвлекает и переводит в плоскость «обломовщины».

E-xecutive.ru: Каково отношение родителей к вашему бизнесу? Не поменялось за все это время?

Д.М.: Вначале они думали, что это баловство. Потом стали относиться серьезнее. Сейчас – работают вместе со мной. Для них самое главное, чтобы я был счастлив. И я по такому же принципу отношусь к людям. Нравится вам этим заниматься – пожалуйста.

Проблема в том, что многие считают бизнес – панацеей, ведущей к счастью. Думаете, бизнес сделает вас свободным? – Ничего подобного, вы станете еще более зависимым, чем работая на кого-то. Считаете, что у вас будет больше денег? – Я получаю меньше, чем мои топ-менеджеры. Но я занимаюсь этим потому, что мне это нравится, и чувствую себя на своем месте.

E-xecutive.ru: Многие, прежде чем начать свое дело, идут учиться в бизнес-школу. Какого, на ваш взгляд, образования достаточно, чтобы организовать успешный стартап с «нуля»?

Д.М.: Для кого-то бизнес-школа – реально необходимый этап в жизни. А кому-то это абсолютно противопоказано. Я не утверждаю, что отсутствие полного высшего образования и сумасшедшее детство – идеально верный путь, чтобы стать предпринимателем. Сейчас на рынке существует очень много стартапов, созданных людьми с супер-образованием. Но есть примеры как у меня – с неоконченным высшим и со своими набитыми шишками.

И в будущем учиться я не планирую, так как не вижу для себя в этом ценность. Но вижу в этом ценность для окружающих людей.

E-xecutive.ru: Каковы ваши профессиональные планы на будущее?

Д.М.: Планирую открывать в будущем по два-три новых хостела в год и выйти на европейский рынок, где возможна по-настоящему конкурентная борьба. Есть еще несколько новых идей по стартапам в области гостиничного бизнеса, не имеющих аналога, но это пока секрет.

E-xecutive.ru: Ваш совет начинающему стартаперу?

Д.М.: Не ссы! Многим мешает страх, и он обоснован. На протяжении последних нескольких десятков лет все, начиная от учителей и заканчивая родителями, внушают нам, что у нас ни черта не получится. Отсюда неуверенность в себе, своих силах. Мне морально всегда помогали родители и брат. Поддерживали в самые трудные моменты.

Классное ощущение, когда вы понимаете, что бы ни сделали – это не смертельно. Даже если все рухнет и прогорит, все равно все впереди. Я желаю для тех, кто стартовал, ощущать именно это.

Беседовала Анна Солдатова, E-xecutive.ru

Источник: E-xecutive.ru

  • Facebook
  • Twitter
  • LinkedIn
  • LiveJournal
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице