Tripster: нескучное путешествие

Автор Елена Краузова

Tripster пошел чуть дальше Airbnb (хотя, возможно, его содатели и не согласятся с такой формулировкой) – он знакомит туристов и непрофессиональных гидов, которые могут помочь первым интересно провести время. Объясняет сооснователь проекта Алексей Мельчаков.

Расскажите, как возникла идея создания Tripster?

Разобраться, что в городе можно посмотреть, достаточно легко, есть прекрасные путеводители, журналы, обсуждения в интернете, сайты с отзывами и отчетами.

Но дело в том, что в городе можно не только «смотреть», но и проникаться устройством местной жизни и культурой. Как-то оказалось, что это, в основном, и было целью наших путешествий – знакомиться не с достопримечательностями, а с тем, как здесь все устроено, тем, как и чем в городе живут люди.

Доступ к этому пласту оказался сильно ограничен. Если вдруг в городе нет хороших друзей – самому разобраться и провалиться в субкультуры и настоящую, нетуристическую жизнь, сложно.

Ни путеводители, ни тем более стандартные гиды, зарабатывающие деньги на массовом туристическом спросе, с этим помочь не могут. Так и появилась эта идея – давать местным жителям превращать свои хобби, интересы и увлечении в прогулки с путешественниками, а путешественникам через это – возможность увидеть все самое необычное, локальное, нетуристическое и, в конце концов, настоящее, общаясь с людьми, которые во всем этом классно разбираются.

Как шел сбор команды? Кто сейчас из специалистов в проекте?

У нас невероятные люди на местах – эксперты и знатоки в различных областях. Вот во Флоренции fashion-дизайнер рассказывает про историю моды, водит по винтажным магазинам и помогает одеться по-итальянски. В Лондоне куратор выставок современного искусства приоткрывает для всех потаенные арт-галереи, в Рейкьявике гастроблогер объяснит, зачем акулу закапывают в землю, а во Франкфурте музыкант и саксофонист все знает про джаз в городе.

Так как мы в самом начале пути, то находим всех очень точечно, через знакомых, знакомых-знакомых и сильные рекомендации. За всем этим стоит потрясающая редакция и маленькая, но очень сильная техническая команда.

Можно узнать подробнее о функционале Tripster? Собственно говоря, вы работаете как «стыковщики» людей, готовых зарабатывать, проводя экскурсии, и тех, кто хочет получить информацию о местах не от сомнительного гида, а от жителей?

Все верно, это – стыковщик путешественников и локальных экспертов. Наша главная задача – давать людям найти друг друга, познакомиться, договориться, встретиться и чудесно провести время, изучая местную культуру.

Делаем мы это все не как агентство, а как сервис, которым люди могут пользоваться самостоятельно, без нашего участия. Путешественники сами списываются с местными жителями и договариваются обо всех подробностях. Мы делаем для этого площадку и контролируем содержание – задавая достаточно серьезный порог входа для людей на местах, собирая невероятно интересные предложения от проверенных людей.

Иногда, когда возникают вопросы или недопонимание – мы появляемся в коммуникации между путешественниками и местными как третья сторона, но это редкость.

Как в проекте работает направление отзывов от местных жителей? Могу ли я из рассказов на Tripster почерпнуть информацию, которая подскажет мне, ехать в намеченное предварительно место или нет? В этом смысле, вы конкурируете со всевозможными сайтами-агрегаторами отзывов?

У нас описание каждой прогулки – как мини-путеводитель, можно заранее составить представление о том, что интересного есть в городе, но основное все, конечно, открывается в живом общении во время прогулки.

Как все выглядит для человека, который хочет пригласить к себе путешественников? Обычно он предлагает и жилье? Или же может «подцепить» и тех, кто останавливается в отеле?

Местный житель придумывает свою прогулку и загружает на сайт, у нас есть редакция, которая это подхватывает, общается, разбирается, докапывается до сути и помогает лучше все сформулировать. Впрочем, все больше становится самостоятельных авторов, которым удается прекрасно себя выразить.

В результате организатор прогулки предлагает познакомиться с городом в определенном близком и интересном ему ракурсе, путешественники находят его предложение на нашем сайте и реагируют. Так как мы ориентируемся на самостоятельных путешественников, которые и так знают где дешево забронировать билеты и жилье, а трансфер из аэропорта могут организовать просто вызвав такси или воспользовавшись развитым общественным транспортом, то предложение дополнительных услуг у нас не в ходу. Путешественники часто по ходу общения спрашивают разное, интересуются городом, и вот тут местные люди им помогают советами или даже целыми маршрутами.

Сколько, в среднем, просят в качестве платы за экскурсию?

30-60 евро с человека за прогулку в 3-4 часа.

Получается, ваша ЦА – активные молодые люди, которые путешествуют самостоятельно. Такие категории людей часто предпочитают находить какие-то аудиогиды или читать о достопримечательностях в интернете… Почему они предпочтут живого человека всевозможным гаджетам?

Можно поделить всех путешественников на людей, которые уже сейчас пользуются стандартным экскурсионным сервисом, в основном обзорными экскурсиями в формате «Увидеть Рим из окна автомобиля»«Познакомиться с Елисейсими полями» или «Поехать на 8 часов по французским замкам за 700 евро», по этому всему много информации, почти все можно разузнать или организовать себе самостоятельно.

Вторая группа – это люди, которые обычно на обзорные экскурсии не ходят, считая их немного скучным, банальными и переоцененными. Вот для них мы придумали новый формат, не экскурсии, а прогулки – персональные, неформальные и очень дружеские встречи с настоящими, живым и увлеченными людьми. Это гораздо более человечно, чем гаджеты, совсем другой формат, ориентированный на живое общение.

Кроме того, у нас уникальные предложения, если Барселона – то глазами уличного бездомного, Мадрид – по фильмам Альмодовара, а Сан-Франциско – с точки зрения Хитчкока. В Париже – учимся готовить с французским поваром, а в Финляндии можно пожить на острове, отдохнуть от цивилизации, научиться печь хлеб, строить причал и реставрировать старинный дом. Никакие гаджеты с этим не помогут.

Насколько местные жители хорошо знают места, в которых живут? Не секрет, что половина москвичей уже лет десять не были на Красной Площади. И такие ситуации типичны.

Местные жители бывают разные, у нас очень серьезный порог входа, мы модерируем все предложения и если видим, что человеку рассказать нечего – не допускаем до публикации. Люди же, собравшиеся у нас на сайте – прекрасно знают различные аспекты жизни в своих городах, в первую очередь в силу своей профессии, увлечений и наличия внутреннего содержания, которым готовы поделиться.

Вот Алла из Парижа устала от всей этой буржуазности, поэтому погрузилась в стрит-арт, заброшенные железные дороги и в странные кафе с диковатой музыкой, она знает, с одной стороны, злачные, а с другой, милейшие заведения с симпатичными патлатыми людьми.

Мы как раз избегаем must-see мест, про Красную Площадь, знаете, прекрасная история есть, привозишь на нее иностранца, пять минут вы стоите, а затем он говорит – ок, все понятно, а теперь покажите, как у вас тут все на самом деле устроено, тут-то и начинается все самое интересное.

Вы как-то планируете гарантировать, что местный житель будет проводить хорошие экскурсии и, вообще говоря, окажется адекватным человеком? Как решаете проблему такого риска?

Мы очень аккуратно местных жителей приглашаем, через знакомых, по рекомендациям, со всеми общаемся и внимательно разбираемся. О качестве могут говорить отзывы путешественников – у нас крайне положительные оценки. Некоторые люди даже, погуляв в таком формате с местными, возвращаются к себе в город и начинают сами устраивать прогулки.

Какова ваша бизнес-модель?

Платит путешественник. Наша комиссия, плата за бронирование, оплачивается на сайте, она же является гарантией договоренности и серьезности намерений. Основные же деньги уже на месте.

Как вы планируете решать проблему языкового барьера?

В какой-то момент и мы заговорим, переведемся на английский и другие языки. А пока, как выяснилось, русские есть везде, в любом городе найдутся люди туда переехавшие жить, работать или учиться.

Есть ли у вас прямые конкуренты – конкретно сервисы, которые помогают путешественникам найти людей, готовых помочь им организовать досуг?

Tours & Activities большой сегмент, здесь много сильных игроков на мировом уровне. Но мы, кажется, нашли свою нишу в которой можем развиться и пойти дальше, не играя в игру на чужом поле. У нас уникальные люди и предложения, которые нельзя нигде больше найти, ведь мы привели в тревел-индустрию настоящих экспертов местной жизни – культурологов, журналистов, организаторов выставок современного искусства, гастрономических блогеров, музыкантов и фешн-дизайнеров, у них глубочайшие знания, которые до этого не были так просто доступны – через бронирование в онлайне.

Вы позиционируете себя как сервис, который помогает найти «занятие». Подразумевается, что организаторы следят за программой мероприятий своего города – и информируют людей на портале о готовящихся событиях? Если учесть, что многие мероприятия – разовые, получается, сервис предназначен для людей, которые хотят слетать «на выходные».. или же для сегмента планирующих отпуск за полгода ваш сервис тоже поможет?

Занятие – это попытка найти замену слову «экскурсия». Мы молодые и много экспериментируем, в том числе с текстами. Сейчас все предложения от местных жителей, прогулки и мастер-классы – это и есть наши занятия. Заказываются они on-demand на удобную путешественнику и организатору дату.

Насколько активно сегодня люди ищут потенциальных «экскурсоводов» в других странах через соцсети? Как планируете отстраиваться от таких конкурентов?

Через соцсети не ищут, скорее, видят и запоминают интересное, возвращаясь к сервису в релевантный для себя момент – перед поездкой.

Как вы приблизительно оцениваете свой рынок?

Это молодые люди с запросами на небанальность. Им не нужен дополнительный гайдинг по достопримечательностям, встречи в аэропорту, помощь с поиском жилья – все это уже прекрасно можно делать самостоятельно, потратив немного времени в интернете. Нашу аудиторию интересует все подлинное и настоящее, то, чем интересуются и живут местные люди в настоящий момент, а не стоящее испокон веков и десятки раз аккуратно описанное.

На ваш взгляд, насколько сложно будет «приучить» потенциальных пользователей к новому формату путешествии?

Пакетники тоже иногда ездят самостоятельно, некоторые люди не хотят экскурсий, которые предлагает агентство или отель, такое чувство, что многие уже по горло сыты стандартными рассказами профессиональных гидов или групповыми экскурсиями с флажком и громкоговорителем. Самостоятельные же путешественники, молодое поколение, от этого особенно далеки.

Заставить мы, конечно, никого не можем, поэтому объясняем свои ценности и смотрим как люди на это реагируют. Отлично реагируют!

На какие деньги развивался проект?

Развиваемся на собственные деньги, о конкретных суммах не могу рассказать.

На какой стадии Tripster сегодня?

Мы работаем, путешественники встречаются с местными жителями, деньги зарабатываются. У нас невероятное количество планов, мы хорошо поняли, как устроены многие процессы, осознали сомнения и барьеры людей, со всем этим сейчас работаем и будем работать еще очень долго. Запускаясь, мы торопились и опускали различные детали, постепенно сейчас все улучшаем, дорабатываем и развиваем.

Появится перевод сервиса на разные языки, мобильная версия, различные инструменты улучшения коммуникации между людьми и возможность организовывать прогулки в других форматах.

Расскажите, есть ли уже те, кто воспользовался сервисом и посетил рекомендованное кем-то из местных жителей «занятие»?

Мы организовали несколько сотен встреч путешественников и местных жителей.

В глобальных планах – как планируете масштабироваться? Какие рынки интересны в первую очередь? Насколько большое внимание будете уделять России?

Мы сперва опробуем модель на локальном рынке, о других говорить пока рано. Но вот география предложений у нас очень сильно расширяется, мы начали с Европы, а сейчас у нас есть почти весь мир – Северная Америка, Азия, Ближний восток и Австралия.

Для «стыковочных» сервисов всегда характерна проблема «курицы и яйца»: кого вы привлекаете первыми – экскурсоводов или путешественников?

Мы только недавно начали продвигаться на путешественников, до этого создавали предложение. Очень много разных каналов существует, сейчас начинаем объяснять свою идею через СМИ, много работаем с интернет-сервисами для путешественников, стараемся поймать путешественника в нужный момент, когда основные инфраструктурные проблемы – с жильем и способом добраться, уже решены и люди начинают задумываться над тем, чем займутся в городе.

Как вы, в целом, оцениваете перспективность сервисов на стыке онлайн-трэвел и, по сути, соцсетей (у вас же большая част именно общения людей из разных стран). Какая здесь специфика?

Эта отрасль очень сильно развивается, есть Airbnb, есть каршейринговые компании, у многих из них достаточно неплохо идут дела. Соцсети приучили нас к тому, что через интернет можно легко получить доступ к нужному тебе человеку – с появлением массовых социальных сервисов помимо возможности общения с друзьями возникла и представленность огромного количества людей в онлайне, унификация доступа к ним. Сейчас на волне этого происходит коммерциализация индустрии p2p, я думаю здесь все еще только начинается.

Какие, на ваш взгляд, особенности у российских туристов? Сохраняется ли еще консерватизм в отношении новых сервисов?

Про всех российских туристов я бы вообще не стал говорить. Там серьезно все размывается пляжным отдыхом, упакованными турами в Египет и Турцию. Это, конечно, очень здорово – с детьми поехать на море, но это вообще не наш рынок.

Сегмент самостоятельных путешествий, в котором мы работаем, развивается очень бурно, интернет скоро окончательно победит. Покупать отели и билеты люди уже привыкли, теперь постепенно начинают привыкать к квартирам и плодам sharing economy в целом. Здесь нет консерватизма, лишь традиционный лаг по сравнению с американской и европейской аудиторией.

Вы планируете привлекать инвестиции?

Нет, сейчас пока денег не ищем. Но искать стоит не иностранные инвестиции, а инвестиции с компетенциями по масштабированию локальных сервисов на новые рынки. Они и здесь у нас есть.

Источник: firrma.ru

  • Facebook
  • Twitter
  • LinkedIn
  • LiveJournal
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице